наверх
Спроектировать удобный и красивый стул — не самая простая задача. Она требует воображения, инженерных знаний и умения обращаться с новейшими промышленными технологиями.

Вот почему в XX веке практически каждый знаменитый дизайнер и архитектор стремился спроектировать собственный стул: Марсель Брейер изобрел кресло «Василий» из гнутых металлических трубок, Алвар Аалто — табурет Stool 60 из карельской березы, а Чарльз и Рэй Имзы — пластиковый Eames Plastic Side Chair DSW. Все эти предметы десятилетиями выпускаются многотысячными тиражами. В начале XXI века казалось, что уже ничто не сможет составить им конкуренцию. Но затем в центре внимания оказался он — «призрачный стул» Филиппа Старка.

Старк начинал как дизайнер интерьеров. Первые его проекты были очень скромные: в 1970-е он оформил пару ночных клубов в его родном Париже. Сегодня 74-летний Старк — один из самых известных дизайнеров и архитекторов своего времени. Британский теоретик дизайна и архитектуры Деян Суджич в книге «Язык вещей» пишет, что француз «воплощает современную версию о дизайнере-знаменитости, способном одной своей подписью творить чудеса с привычными предметами».

Старк убежден, что большая часть его коллег делится на две категории: первая разрабатывает «Циничный дизайн», который нужен лишь для повышения продаж и успешного маркетинга. Вторая категория отвечает за «Нарциссичный дизайн», который непонятен никому, кроме самих дизайнеров. Сам Старк стремится избегать этой парадигмы — и вместо этого создавать не объекты ради объектов, а вещи, которые служат людям и облегчают их повседневные заботы.

Удается ли ему это? Определенно — иначе он не был бы ошеломительно востребован во множестве областей дизайна и архитектуры. Он проектировал интерьеры орбитальной станции Axiom для космического туризма, отели, рестораны, музеи, разрабатывал дизайн для соковыжималок, зубных щеток, салонов поездов и даже одного из смартфонов Xiaomi. 

Посвящение Людовику

Самый известный стул из поликарбоната: «Ghost Chair» Филиппа Старка

Когда Старк придумывал Louis Ghost, он во многом шел по пятам Memphis. Эта постмодернистская группа итальянских дизайнеров в качестве отправной точки часто брала какой-то очень знакомый, а еще лучше — исторический предмет и представляла это под новым углом. Стул Старка по сути своей представляет вольную  интерпретацию goût grec — классического кресла с мягкой спинкой-медальоном,   изогнутыми подлокотниками и прямыми резными ножками в виде колонн. Этот предмет мебели разработали во второй половине XVIII века во Франции, когда благодаря королеве Марии Антуанетте в моду вошли античные мотивы. Собственно, название кресла, Louis Ghost, отсылает к супругу королевы Людовику XVI, последнему монарху династии Бурбонов. 


Старк остроумно совместил антикварную мебель и новые технологии: убрал декоративные элементы, оставил узнаваемую форму трехсотлетней давности и изготовил ее из новейшего на тот момент материала — поликарбоната.  При этом дизайнер часто повторяет, что Louis Ghost придумал себя сам: он «сформирован нашим коллективным западным бессознательным», и является результатом нашего общего прошлого и развития цивилизации. «В каком-то смысле мы все им владеем», — говорит он.


В 2002 году «Призрак Людовика» начали продавать под брендом миланской компании Kartell. Стул моментально обрел популярность во всем мире: о нем писали статьи в самых читаемых мировых СМИ, его включили во все энциклопедии современного дизайна; к сегодняшнему дню выпущено более трех миллионов подлинных экземпляров стула; сколько подделок — сложно даже представить. Kartell даже говорят, что это самый продаваемый стул на свете, но, вероятно, имеют в виду при этом только дизайнерскую мебель.

Самый известный стул из поликарбоната: «Ghost Chair» Филиппа Старка

Призрак из поликарбоната

Стул целиком изготовлен из поликарбоната. На выбор в пользу этого материала повлияло несколько факторов. Во-первых, у Kartell был большой опыт работы с различными пластиками. Во-вторых, в 1970-е, когда Старк только начинал карьеру дизайнера, пластиковые предметы мебели и декора были чрезвычайно популярны. Но как подчеркивает владелец Kartell Клаудио Лути, Старк хотел, чтобы дизайн его продукта не ассоциировался с ретрофутуризмом второй половины XX века, а, напротив, представлял оппозицию ему. 


Но есть и другие причины:

1. Новизна

Поскольку Старк намеревался взломать «архетип» классического стула, он хотел использовать новейший материал. Поликарбонат на тот момент еще не применяли так широко, как в настоящее время, — так что он подошел под эту задачу идеально. На воплощение «стула-призрака» потребовалось два года: все это время на производстве проводили испытания прототипов и оптимизировали технологию изготовления.


«Я помню, как волновался во время испытаний первого прототипа; но он сразу показал хорошие результаты. Потом нам пришлось поработать только над спинкой, чтобы сделать ее более удобной. На это направили столько внимания, проделали столько эргономических тестов, что потом Louis Ghost стал эталоном испытаний для всех остальных наших стульев», — вспоминал Лути.

2. Многообразие

Поликарбонат дает очень большую свободу в подборе дизайна: он легко приобретает самые сложные формы и цвета. Изначально существовал только бесцветный вариант стула Louis Ghost, но со временем появилось множество оттенков: от бледно-розового и лавандового до непроницаемо черного. На базе проекта Старк также разработал версию без подлокотников Victoria Ghost Chair, барные стулья Barstool, табуреты Charles Ghost и мини-версию для детей Lou Lou Ghost. И все же самым популярным и универсальным остается прозрачный вариант с подлокотниками.
Самый известный стул из поликарбоната: «Ghost Chair» Филиппа Старка

3. Прочность

Louis Ghost выдерживает до 130 килограммов и легко переносит даже самые неблагоприятные погодные условия: его вполне можно использовать как садовый стул. И снова дело в поликарбонате. Изначально этот вид пластика вообще не использовали для мебели — Старк узнал, что, благодаря исключительной прозрачности и прочности материала, его используют для полицейских щитов. Тогда дизайнер решил применять поликарбонат в производстве мебели. 


Стул сделан «без единого гвоздя»: его отливают из единой формы, нанося на нее покрытие из жидкого пластика. Именно поэтому он хорошо противостоит погоде: поскольку конструкция не имеет винтов, обивки или отдельных подлокотников и ножек, он не может треснуть на морозе и его не размывают осадки.

4. Легкость

В то время, как прообраз Louis Ghost громоздкий и тяжелый, произведению Старка свойственна как физическая, так и визуальная легкость. Стул штабелируется до шести раз и его легко перемещать — он весит всего 4,8 килограмма. Аналогичный стул из стекла весил бы в два раза больше и был бы куда менее прочным. 


Способность сливаться с фоном сделали его беспроигрышным решением как для просторных исторических дворцов, так и в небольших помещениях, где быстро накапливается визуальный беспорядок, — например, в небольших квартирах. Его также можно было увидеть в Инженерном корпусе Эрмитажа, в знаменитом венецианском кафе «Флориан» на площади Сан-Марко и среди барочной роскоши Дворца Медичи во Флоренции.

5. Доступность

Во времена Людовика XVI кресло со спинкой-медальоном было предметом роскоши и показателем статусности владельца. Но поликарбонат остается экономичным материалом даже с учетом работы знаменитого дизайнера. Сегодня оригинальный стул стоит 720 евро — не в пример меньше, чем любой другой культовый предмет мебели.
Самый известный стул из поликарбоната: «Ghost Chair» Филиппа Старка

Louis Ghost в культуре и мире

Как и любой знаковый предмет дизайна, стул Старка стал мощным катализатором для культуры и искусства. Хореограф Патрик де Бана в Ла Скала отвел ему главную роль в балете Marie Antoinette Reloaded — это произошло в 2022 году, когда классической модели стула исполнилось 20 лет. Художники, стилисты и дизайнеры по всему миру создавали собственные интерпретации стула и покрывали прозрачный поликарбонат рисунками и орнаментами. Новозеландский художник Джордж Тамихана Нуку рисовал на нем узоры маори, итальянский модный бренд Antonio Marras приделывал крылья, а знаменитый итальянский дизайнер Пьеро Лиссони вмонтировал в него неоновую подсветку


Стул размещали на обложках журналов по всему миру, а в 2009 году окрасили в розовый цвет в честь 50-летия самой известной пластиковой куклы в мире — Барби. За пять лет до того 43 известных модельера, среди которых были Кристиан Лакруа, Джон Гальяно, Элизабет Гаруст и Жан-Шарль де Кастельбажак, предложили варианты «одежды» для прозрачного стула; эти модели ушли с молотка на ежегодном благотворительном аукционе La Source. 


Но, пожалуй, никто не обеспечил Louis Ghost такую узнаваемость и иконичность лучше, чем мировые знаменитости. На этом стуле восседали королева Елизавета II и главный редактор американского издания журнала Vogue Анна Винтур во время Недели моды в Лондоне, а также Папа Бенедикт XVI во время пасхальной службы в апреле 2007 года. Абсолютная прозрачность поликарбоната в сочетании с троноподобными подлокотниками и спинкой-медальоном создает выгодный фон для особенных гостей, делая их еще более заметными на фоне окружения.

Выводы

У Старка получилась в буквальном смысле нестареющая классика: «вечная» форма, облеченная в современный материал с высокой износостойкостью. Он во всех смыслах легкий и эфемерный — но при этом уже является классикой, потому что обрел невероятную популярность у массового потребителя. Благодаря поликарбонату «королевская» форма воплотилась в идеальном сочетании эстетики, функциональности и экономичности.

Едва ли не важнее то, что этот объект идеально соответствует духу времени и веселому нраву своего создателя. Стул появился на излете эры постмодернизма, полной иронии, противоречий и взглядов в прошлое. Старк создал предмет, в котором воплотилась «коллективная память» о стуле; он одновременно существует и нет, эфемерный и прочный, торжественный и повседневный — а еще очень ироничный. Как и сам Старк.

Другие статьи

Архитектура
СИБУР Polycarbo: совместный проект для молодых архитекторов от СИБУРа и НИУ ВШЭ
СИБУР Polycarbo: совместный проект для молодых архитекторов от СИБУРа и НИУ ВШЭ
Архитектура
Вера в лучшее: поликарбонат в храмах Шигеру Бана
Вера в лучшее: поликарбонат в храмах Шигеру Бана
Архитектура
4 всемирно известных музея из поликарбоната
4 всемирно известных музея из поликарбоната
Напишите нам
Напишите нам
Добавьте фото к вашему вопросу