наверх
Поликарбонат используют в самых разных типах сооружений, и нередко он становится основным материалом арт-инсталляций и выставочных павильонов. Объясняем, какие качества делают этот вид пластика незаменимым в художественных проектах.

Каждый год один из всемирно известных архитекторов приезжает в Лондон, чтобы поработать над очень маленьким, но очень почетным проектом — временным павильоном в Кенсингтонских садах.

Когда-то давно, на заре нового тысячелетия, эта традиция зародилась в лондонской галерее «Серпентайн». Самую первую постройку в 2000 году спроектировала Заха Хадид; позже в один ряд с ней встали Тоё Ито, Даниэль Либескинд, Оскар Нимейер, Фрэнк Гери и еще целый сонм притцкеровских лауреатов. В итоге сотрудничество с архитектурными звездами возвело эту и без того влиятельную культурную институцию в ранг культовых.

В 2005-м в проекте «Серпентайн» впервые участвовал дуэт: павильон создали португальские архитекторы Алвару Сиза и Эдуардо Соуто де Моура. Они использовали очень простые материалы: каркас состоял преимущественно из дерева, наружная оболочка — из поликарбоната. Полупрозрачные панели придавали фасаду и кровле чешуйчатую текстуру и вызывали ассоциации с кожей неведомого животного. Внутри работало кафе и было организовано пространство для мероприятий, равномерно залитое светом благодаря полупрозрачному остеклению поликарбонатом.
Максимальный эффект и минимум усилий: 10 павильонов из поликарбоната
Фото: Sylvain Deleu
Сиза и де Моура — далеко не единственные, кто выбрал поликарбонат в качестве «основного аккорда» в выставочном проекте. В отличие от капитальных строений, в павильонах первоочередную роль играют выразительность и экспериментальность, умение удивить и оставить яркое воспоминание. Поликарбонат соответствует всем этим критериям. Показываем это на примере еще девяти павильонов в разных точках планеты.

Призрак завода

Прозрачный павильон «Дом для художника»
Фото: Brotherton/Lock
В 2016 году по северу Англии перемещали замысловатую полупрозрачную конструкцию — временный павильон, в котором на протяжении шести месяцев действовала творческая резиденция для писателей. 

По замыслу британских архитекторов Мэтью Батчера, Кирана Уордла и Оуайна Уильямса, фальшивая труба и силуэт отсылали к промышленной архитектуре региона. Поликарбонат в облицовке избавил эту ассоциацию от чрезмерной буквальности и гармонично встроил павильон в окружение. Ненавязчивость в данном случае сыграла решающую роль — постройку передвигали по равнинной сельской местности, и любой материал, который не пропускает свет, создавал бы слишком сильный акцент.

Вывод: поликарбонат хорошо работает в природной среде; относительно легкий вес полимера делает его подходящим материалом для мобильных построек

Молочное облако

Максимальный эффект и минимум усилий: 10 павильонов из поликарбоната
Изображение: CreatAR Images
Проекты китайского бюро Wutopia Lab — всегда событие. Архитекторы виртуозно работают с архетипическими формами, привнося в них неожиданные элементы. В случае с павильоном неподалеку от Шанхая одним из оригинальных решений стала прорезь в виде облака.

Основатель Wutopia Lab Юй Тин говорит, что это — любимая форма его дочери. Но здесь этот мотив оброс дополнительными смыслами. Постройка, установленная в 2021 году, находится на ферме, которой владеет компания Bright Food — крупный производитель продуктов питания, в том числе молочного шоколада. Павильон символизирует молоко, которое «льется» с неба в неглубокий «шоколадный» бассейн. Конструкцию поддерживает стальной каркас. На него крепятся тринадцать полупрозрачных панелей из поликарбоната.

Особую роль в проекте уделили искусственному освещению: свет равномерно льется вниз по всему периметру фасада, за счет чего на стенах создается плавный светотеневой градиент.

Вывод: поликарбонат используют в проектах, где важна точность и выверенность линий — его легко нарезать

Дом для художника

Временный павильон «Призрак завода»
Фото: Ruben Bescós для MYCC Architecture Office
В 2020 году архитектурная студия MYCC создала павильон по случаю Мадридского фестиваля дизайна. Возвели здание очень быстро — всего за восемь дней. На легком каркасе из дерева соорудили перекрытия трех этажей, после чего облицевали фасад прозрачным и полупрозрачным поликарбонатом — материалом, который очень прост в монтаже.

Павильон экспонировали в течение месяца во внутреннем дворе Дворца Лирия в Мадриде. Внутри все это время жил художник, и любой желающий мог прийти к нему в гости, поработать или даже поспать — по сути проект воплощал стандартное городское жилье с кухней, спальней и гостиной. Разница между проектом MYCC и настоящим домом заключалась в том, что за счет проницаемых стен любое движение внутри дома приобретало форму творческого акта.

Вывод: простота монтажа делают поликарбонат незаменимым материалом в выставочных проектах со сжатыми сроками

Оптический сюрприз

В историческом центре Монпелье в 2012 году появилась объемная оптическая иллюзия, созданная нидерландским бюро Paul Scales и французской архитектурно-дизайнерской студией Atelier Kit. Проект приурочили к фестивалю Festival of Living Architecture, во время которого участники совершают архитектурные прогулки по городу. Чтобы соответствовать теме года — «Сюрприз» — архитекторы разработали конструкцию, которая неожиданным образом меняет облик в зависимости от ракурса.

Инсталляция получила название “Reframe”. Ее построили из 45 листов поликарбоната опалового цвета и 16 стальных водопроводных труб. Поначалу фигура кажется зрителю простым кубом. Но по мере того, как он обходит инсталляцию, структура все больше усложняется. Поверхности из пластика дополняют этот эффект за счет множества световых рефлексов и теней.

Вывод: сочетание нескольких слоев поликарбоната создает интересные световые и оптические эффекты

Премьера стройки

Этот проект бюро Peris + Toral Arquitectes — архитектурная фантазия на тему стройки в большом городе. Временный информационный павильон возвели в Барселоне в 2016 году. Он находился на площади Каталонской славы, которую готовили к реконструкции. Зайдя в павильон, посетители могли получить информацию об общественных пространствах, запланированных на этом месте.

Внешний слой состоял из строительных лесов с натянутой на них металлической сеткой. Это сочетание создавало эффектный силуэт и указывало на основную тематику павильона. Внутри этой многогранной оболочки располагалась прямоугольная структуру с основными помещениями. Значительная ее часть состояла из поликарбоната: рассеянный свет, создаваемый полупрозрачным пластиковым материалом, обеспечивал комфортные условия для выставок и встреч с горожанами.

Вывод: поликарбонат нередко используют в зданиях, где необходимо создать рассеянное, но достаточно интенсивное освещение

Автономная сауна

В 2020 году художественно-архитектурная студия Studio Rain установила временную сауну в пригороде австралийского Мельбурна. Основные черты этого проекта — быстрая сборка, автономность и мобильность: его легко собрать и разобрать без применения строительной техники.

И вновь поликарбонат оказался самым подходящим материалом для облицовки. Как объясняет одна из соучредительниц Studio Rain Рэйчел Маккей, фасады и кровля из светопрозрачного пластика позволяют окружающей среде проникать во внутреннее пространство ровно настолько, чтобы сидящие внутри люди оставались в контакте с природой и в то же время могли уединиться. Все это важная часть опыта взаимодействия с проектом:

«Мы хотели, чтобы посетители чувствовали полную погруженность в окружающую среду, но в то же время ощущали защищенность и были скрыты от посторонних глаз. Кроме того, когда светит солнце, материал [поликарбонат] естественным образом повышает температуру в помещении».

Вывод: полупрозрачный поликарбонат обеспечивает достаточную приватность, даже когда речь идет о такой деликатной типологии, как сауна

Прогулки по воде

Инсталляция Get Wet в Квебеке — это прямоугольный неглубокий бассейн площадью 24 квадратных метра. Его построили в 2015 году по проекту канадской фирмы Groupe A / Annexe U. В воду погружен кубический павильон. Перед входом посетители надевают резиновые сапоги, а затем отправляются исследовать внутреннюю часть сооружения, где построен мини-лабиринт, а в воду высажены кувшинки.

Павильон — это короб высотой 2,4 метра. Он построен из двух слоев полупрозрачных поликарбонатных панелей толщиной 10 миллиметров каждый. Внутренний слой покрыт цветным винилом; именно он придает инсталляции задорный оранжевый оттенок. Этот проект — одна из лучших иллюстраций того, как изобретательный подход способен сотворить чудо из материалов, которые всегда под рукой.

Вывод: неприхотливость поликарбоната позволяет использовать его в самой экстремальной среде — например, там, где материал будет постоянно контактировать с водой

Розовый маяк

Еще один проект из Англии — на этот раз от лондонских студий DK-CM и The Decorators. Их задача состояла в том, чтобы спроектировать постройку, которая оживила бы район Эрит на юго-востоке Лондона. В ответ на это в 2017 году архитекторы предложили построить на набережной Темзы павильон для мероприятий и обедов. Они придали ему форму заметного визуального ориентира — маяка. Розовый и голубой поликарбонат подошел для этой цели идеально — в ночное время его прекрасно видно даже с другого берега.

«Мы хотели построить здание, с которым можно было бы взаимодействовать на больших расстояниях и которое было бы видно из любой точки города», — сказал архитектор DK-CM Дэвид Найт в комментарии Dezeen. Как и во многих предыдущих проектах, павильон передвижной. За панелями розового и голубого поликарбоната спрятаны сценические конструкции, которые используют для спектаклей и концертов. При необходимости их легко демонтировать и собрать в новом месте.

Вывод: цветной поликарбонат обладает эффектом витража — создает яркий цветовой ориентир и при этом пропускает свет

Чайный домик

Завершим материал еще одним известным архитектором. Японец Кенго Кума на выставке Design Miami 2015 года представил передвижной чайный домик Oribe, образ которого связан с древними традициями Японии. Название и форма проекта вдохновлены Фурутой Орибэ — воином, который жил в XVI веке и был известен как мастер чайной церемонии.

Плавные очертания павильона отсылают к ассиметричным керамическим чашам, которые использовал Фурута. Чтобы придать постройке столь сложную, нелинейную форму, толстые листы поликарбоната расставили на небольшом расстоянии друг от друга и скрепили вместе с помощью обвязочных лент. В помещении нет окон — внутри создана изолированная среда, которая позволяет сосредоточиться на ритуале: только чай, мягкое сияние, исходящее от стен, и ничего лишнего.

Вывод: поскольку поликарбонат — достаточно мягкий материал, который подходит для создания органических форм

Фантазия и талант превращают поликарбонат в произведение искусства. У этого пластичного и многоликого материала еще множество способов применения — следите за обновлениями, чтобы узнать о других вдохновляющих примерах его использования.

Другие статьи

Архитектура
СИБУР Polycarbo: совместный проект для молодых архитекторов от СИБУРа и НИУ ВШЭ
СИБУР Polycarbo: совместный проект для молодых архитекторов от СИБУРа и НИУ ВШЭ
Архитектура
Самый известный стул из поликарбоната: «Ghost Chair» Филиппа Старка
Самый известный стул из поликарбоната: «Ghost Chair» Филиппа Старка
Архитектура
Вера в лучшее: поликарбонат в храмах Шигеру Бана
Вера в лучшее: поликарбонат в храмах Шигеру Бана
Напишите нам
Напишите нам
Добавьте фото к вашему вопросу