наверх
Всемирно признанный архитектор Шигеру Бан использует поликарбонат в своих самых известных проектах. Он наглядно демонстрирует, как преданность профессии и стремление помочь людям превращают любой материал в гибкий и надежный инструмент.

Каждый год в начале весны международное жюри оглашает очередного лауреата Притцкеровской премии — аналога Нобелевской в сфере архитектуры. В 2014 году ее обладателем стал японец Шигеру Бан (Shigeru Ban). Русскоязычной аудитории он известен прежде всего благодаря временному павильону Музея «Гараж»; пока в Парке Горького строили основное здание из поликарбоната (о его применении мы рассказывали в этом материале) по проекту бюро ОМА, выставки и другие мероприятия проходили в одноэтажной постройке с большим залом в центре и несколькими второстепенными помещениями по бокам. 


Для строительства использовали трубки из картона: овальное в плане здание было окружено плотным строем бумажных колонн. Этот материал — один из самых распространенных в архитектуре Бана. Он начал экспериментировать с ним в 1980-е и сумел сделать настолько прочным, чтобы картон мог выполнять несущую функцию. 


Для Бана вообще характерно использование недорогих, экологически чистых и в то же время непривычных стройматериалов. Например, стены его «Обнаженного дома» — жилого здания в японском городе Кавагоэ — состоят из трех слоев: ребристых листов поликарбоната снаружи и нейлоновой ткани внутри, которую можно было снять, чтобы постирать. Между слоями Бан поместил прозрачные полиэтиленовые пакеты с изоляцией из вспененного полиэтилена. Как отмечало жюри Притцкеровскогокомитета, все вместе это создавало эффект, который «напоминает сияющий свет экранов сёдзи».


«Обнаженный дом» был далеко не первым и не единственным объектом, в котором  знаменитый японец использовал поликарбонат для самых разных задач: от создания музеев до жилых домов. Мы подробно рассмотрим лишь очень небольшую часть из них — храмы — и постараемся понять, как Бан реализует свое мастерство с помощью этого легкого и доступного материала. 

Католический храм Такатори

Япония, Кобе. 1995

Вера в лучшее: поликарбонат в храмах Шигеру Бана
Источник: Malcolm Koo (Wikimedia)
В 1995 году в Японии произошло Великое землетрясение Хансин-Авадзи. Оно унесло жизни более 6400 человек. Особенно сильно стихия затронула город Кобе — там погибли около 4600 жителей, многие дома были разрушены. После подземных толчков начался пожар, который уничтожил еще больше зданий. Бан прибыл на место, чтобы узнать, чем он может быть полезен как архитектор. Именно там он впервые опробовал проектирование временного жилья из картонных трубок — и с тех пор внедрял этот метод проектирования по всему миру в зонах боевых действий и стихийных бедствий.

Помимо жилых зданий, в Кобе серьезно пострадала церковь, которая действовала с 1927 года. Бан предложил восстановить и ее, причем на безвозмездной основе. Он понимал, что для многих жителей вера станет надежной опорой во время восстановления города. В храме не только молились, но и координировали усилия по разбору завалов и раздавали гуманитарную помощь. Поначалу священник воспротивился предложению архитектора, так как счел неуместной идею картонного храма в городе, который серьезно пострадал от огня. Но уже через несколько месяцев он согласился, увидев временные дома для беженцев, спроектированные Баном.

Бан использовал 5-метровые картонные трубки, чтобы соорудить из них одноярусную постройку, которая в плане имела форму вытянутого овала, заключенного в прямоугольный каркас. Форма здания вдохновлена колоннадой площади Святого Петра в Ватикане. Она получила название «Бумажный купол».

Наряду с картоном одним из главных материалов проекта стал поликарбонат. Он защищал каркас здания от дождя и хорошо пропускал свет. На главном фасаде каждый лист поликарбоната крепили на продолговатую створку высотой от земли до кровли. Термопластик и картон делали все конструкции очень легкими, так что створки можно было без труда открывать и закрывать в различных комбинациях для проветривания помещения.

Бан выбрал поликарбонат в том числе из-за его доступности и сравнительно низкой цены. Кроме того, данный материал на 100% пригоден для вторичной переработки — таким образом минимизируется воздействие строительства на окружающую среду. При этом поликарбонат очень легкий и в случае нового землетрясения стены из него будут более устойчивыми и безопасными для людей, чем стены из камня или бетона. «Прочность здания не имеет ничего общего с прочностью материала», — убежден архитектор.

Бан хотел, чтобы на строительство храма не тратили слишком много времени, и чтобы в этом могли участвовать даже неквалифицированные рабочие. Он разработал очень простую схему сборки, которая позволила возвести здание всего за 5 недель при участии 160 волонтеров. Архитектор рассчитывал, что храм простоит всего три года. Но богослужения проходили в здании 10 лет — и были прерваны только после того, как храм разобрали и перевезли в другое место за несколько тысяч километров от Японии.

Сейчас «Бумажный купол» находится на Тайване. Католическая община Кобе передала его в регион Наньтоу, где в 2005 году церковь была разрушена в результате сильного землетрясения. Простота транспортировки и сборки зданий из картона и поликарбоната позволила без труда возродить храм на новом месте — на этот раз в его создании участвовали 1000 человек. Он действует до сих пор и стал важной достопримечательностью острова.

Бумажный собор

Новая Зеландия, Крайстчерч. 2013 

Вера в лучшее: поликарбонат в храмах Шигеру Бана
Источник: Schwede66 (Wikimedia)

История этого здания во многом перекликается с храмом в Кобе. В ней вновь фигурируют землетрясение, картон, поликарбонат — и стремление Бана вернуть людям веру в будущее. В 2011 году город Крайстчерч на Южном острове Новой Зеландии сотрясся от подземных толчков. Они длились всего несколько секунд, но были настолько мощными, что нанесли огромный ущерб. Погибли 185 человек. Были разрушены многие важные постройки, в том числе главный англиканский собор города. 


После оценки реставраторов выяснилось, что храм возможно восстановить только очень большими усилиями, и власти города решили пригласить Бана для работы над новым, временным храмом. К тому времени архитектор был без пяти минут притцкеровском лауреатом и многократно опробовал свои решения в самых разных климатических и гуманитарных условиях. Но после первых новостей о строительстве «Картонного собора» новозеландцы, как и жители Кобе, с недоверием отнеслись к его идее — храм из бумаги и поликарбоната не внушал доверия в стране с регулярными тайфунами и сезонами дождей. Архитектор, в свою очередь, утверждал, что собор прослужит минимум полвека и во время землетрясений будет самым безопасным местом в городе.


Храм Бана рассчитан на 700 прихожан. Форма здания вдохновлена разрушенным храмом — неоготическим зданием XIX века. Для временного сооружения использовали 98 картонных трубок диаметром 600 миллиметров и длиной 20 метров. Снизу они защищены бетонным полом, сверху — А-образной кровлей из листов поликарбоната. Этот полупрозрачный материал рассеивает солнечные лучи, благодаря чему молельный зал наполняется мягким дневным светом, который проникает между трубками и визуально подчеркивает структуру каркаса. В вечернее время храм сияет изнутри — свет проходит сквозь поликарбонат и цветное стеклянное окно, украшенное изображениями витражей окна-розы из оригинального собора. В одном из интервью Бан упоминал, что световой эффект, производимый храмом, — один из самых захватывающих аспектов его проекта.

Вера в лучшее: поликарбонат в храмах Шигеру Бана

Во многом именно поликарбонат задает атмосферу и характер здания. За счет масштабов его использования храм становится эфемерным, легким и даже несколько призрачным. Может показаться, что это не самое удачное решение для сакрального объекта, куда идут за опорой в трудные времена. Но в данном случае материал и производимый им образ полностью отвечают временному характеру здания. 


Предполагается, что через 50 лет разрушенный храм восстановят. Неизвестно, что будет с храмом Бана, который уже стал новым ярким символом Крайстчерча. Но мы не удивимся, если этот проект повторит судьбу храма в Кобе и возродится на новом месте — там, где людям нужна надежда.

Выводы

На восстановление после сильных землетрясений уходят годы. И обычно храм и другие знаковые сооружения, к которым люди больше всего привязаны, отстраивают в последнюю очередь. В этой ситуации большинство архитекторов чувствуют себя бессильными перед лицом крупных стихийных бедствий. Но Бан неоднократно доказал, что это неправда, и что очень многое возможно возродить даже с небольшими усилиями. 


Еще один важный урок из проектов Бана касается сакральной архитектуры. Хотя она основана на простых и относительно недорогих решениях, ее трудно назвать незамысловатой или уличить в отсутствии эстетики. Напротив, благодаря красоте, атмосфере и яркому образу здания стоят дольше задуманного, а неординарный талант архитектора раскрывает лучшие качества материалов — в том числе поликарбоната. 

Другие статьи

Архитектура
СИБУР Polycarbo: совместный проект для молодых архитекторов от СИБУРа и НИУ ВШЭ
СИБУР Polycarbo: совместный проект для молодых архитекторов от СИБУРа и НИУ ВШЭ
Архитектура
Самый известный стул из поликарбоната: «Ghost Chair» Филиппа Старка
Самый известный стул из поликарбоната: «Ghost Chair» Филиппа Старка
Архитектура
4 всемирно известных музея из поликарбоната
4 всемирно известных музея из поликарбоната
Напишите нам
Напишите нам
Добавьте фото к вашему вопросу